Положение семей с детьми 2010 год.

Информация
в доклад о положении семей с детьми в Хабаровском крае за 2010 год

Организация отдыха и оздоровления детей

В целях организации летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в Хабаровском крае органами опеки и попечительства была проведена работа совместно с территориальными органами социальной защиты населения, образования, администрациями районов.

Всего в 2010 году было охвачено отдыхом и оздоровлением 2627 детей, в том числе:

  • 319 детей (5,9%), оставшихся без попечения родителей, получили санаторно – курортное лечение;
  • 2308 детей данной категории  (42,9%), отдохнули в летних оздоровительных лагерях.  

Трудовая занятость подростков

За период 2010 года в крае было трудоустроено 178 детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 3,3 % от общей категории детей, воспитывающихся в замещающих семьях. В основном ребята работали техничками в учреждениях, в трудовых отрядах на пришкольных участках. В среднем заработная плата составила  2-4 тысяч рублей.

                                                             

Положение детей, оставшихся без попечения родителей и меры, направленные на их социальную поддержку

Стратегия государственной деятельности в области опеки и попечительства нацелена на защиту прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиске новых путей  и стимулирования создания замещающих семей, так как право жить и воспитываться в семье – основное право ребенка, закрепленное Конституцией Российской Федерации.

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в крае за 2010 год уменьшилась на 17,3 % и составляет 9760 детей (в 2009г.- 11453 чел., в 2008- 11311 чел.). Одним из факторов снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей, является снижение общей численности детей в Хабаровском крае.

За 2010 год на территории края было выявлено и учтено 1513 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 8,3 % меньше чем было выявлено в 2009 году -1640  детей, оставшихся без попечения родителей (2008 г. – 1731  чел.). Тенденция к уменьшению численности выявленных детей, оставшихся без попечения родителей – общероссийская, и обусловлена пристальным вниманием всех служб исполнительной власти края к проблемам воспитания детей в семье.

Основными причинами утраты детьми родительского попечения в крае остаётся уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, создание своими действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, отказы родителей забирать детей из родильных домов, либо из иных учреждений, смерть и осуждение родителей, психические заболевания, алкоголизм и наркомания родителей, и как следствие -  лишение либо ограничение их в родительских правах, признание недееспособными либо ограниченными в дееспособности. 

За 2010 год были  лишены родительских прав 885 родителей, в отношении 1050 детей. В 2009 году были лишены родительских прав 1034  родителя в отношении 1177  детей (в  2008 г. – лишены 1028 родителей в отношении 1238 детей).

Следует учитывать, что лишение родительских прав - это исключительная мера, поэтому одним из основных направлений деятельности органов опеки и попечительства является профилактика социального сиротства.  Результатом межведомственной профилактической работы с семьей, оказавшейся в социально-опасном положении, стало снижение численности родителей, лишенных в 2010 году родительских прав, на 149 человек.

Также следствие профилактической работы стало увеличение количества родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах или восстановленных в родительских правах. В 2010 году таких родителей  было 63 человека, в 2009 г – 43 чел, в 2008г.- 35 чел.

В результате всех мер профилактической работы в 2010 году  496 детей были возвращены родителям, из них -  160 детей, из выявленных, 198 чел. – из-под опеки, из приемной семьи; 138 - из интернатных учреждений. В 2009 году 304 ребенка были возвращены родителям, в 2008г. – 281 ребенок.

В 2010 году показатель устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и возвращенных родителям стал  также выше показателей устройства данной категории детей под надзор в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из 1573 выявленных  и учтенных детей, (с учетом 60 чел. неустроенных на начало 2010 года) 787 детей (50%) переданы на воспитание в семьи граждан: под опеку (попечительство), в приемную семью, на усыновление, возвращены родителям.

В образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги на полное государственное обеспечение определено 653 ребенка (41,5%). В 2009 году 807 детей (46,7%) были переданы на воспитание в семьи граждан: под опеку, попечительство (в том числе в приемные семьи), на усыновление, возвращены родителям; 792 ребенка (45,9%) определены в организации (2008 г. – из  1795 детей, подлежащих устройству - 919 детей (51,1%) переданы на воспитание в семьи; в организации определено – 736 детей (40,1 %)).

Следствием увеличения передачи детей на воспитание в замещающие семьи, в 2010 году, является уменьшение на 426 человек  количества детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  и в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования на полном государственном обеспечении, и  их число составляет 3622 детей и подростков (в 2009 г. – 4048 человек, в 2008 г. – 2743 человек).

Найти каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, замещающую семью - главная задача деятельности органов опеки и попечительства. Поэтому, и после устройства ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжается  поиск для него  замещающих родителей.

В июне 2010 года специалистами органов опеки и попечительства был разработан и успешно реализован проект «Пусть мама увидит, пусть мама придет!», в рамках которого в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, направлены 22 фотографа-волонтера, основная задача которых - сделать профессиональные фотосъемки детей для размещения их на сайте для кандидатов в замещающие родители.

С 1 августа 2010 года функционирует сайт комитета по делам опеки и попечительства. Одна из его задач - информирование граждан о детях, подлежащих устройству в семьи. На сайте размещено более 4000  художественных фотографий  1564 детей и краткие  характеристики  о них.

Особое внимание органами опеки уделяется информационно-разъяснительной работе с населением Хабаровского края, подготовке материалов по семейным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для СМИ,  участию в телевизионных программах по проблемам семьи и детства.

В результате проведенной работы  из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2010 году было передано  в семьи 490 детей, из них: под опеку (попечительство) безвозмездно – 106 детей;  в приемную семью – 124 ребенка; возвращены родителям – 138 детей;  усыновлены – 122 ребенка. В 2009 году из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всего передано в замещающие семьи 363 ребенка, в 2008 году – 482 детей).

И все-таки, приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является усыновление. В 2011 году было установлено усыновление/удочерение 192 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 77 ребятишек усыновили граждане РФ, 115 – иностранные граждане. В 2009 году из общего количества детей, переданных в семьи граждан, было усыновлено 227 детей, из них: 77 детей - гражданами Российской Федерации, 150 детей  -  иностранными гражданами (2008 г. – 198 детей, из них 71 и 127 соответственно). Тенденция усыновления детей гражданами Российской Федерации остается одинаковой на протяжении трех лет.

На 01.01.2011 года в  комитете по делам опеки и попечительства на учете состоит 4576 замещающих семей, в которых воспитывается   5450 детей, из них: под опекой (попечительством) находится 4419 детей; в приемной семье воспитывается  1031  ребенок. В семьях усыновителей проживают 805 детей, в семейном детском доме воспитываются 4 ребенка. В 2009 году в замещающих семьях воспитывалось 5523 ребенка, из них под опекой (попечительством) 4677 чел, в приемной семье 846 чел, в семьях усыновителей, в семейных детских домах - 821 чел. (в 2008 году всего под опекой 5084 ребенка, в приемных семьях – 583 чел, в семьях усыновителей, семейных детских домах – 1002 ребенка).

В 2010 году на 141 семью увеличилось количество приемных семей и их число составило 683, в них воспитывается 1031 ребенок, оставшийся без попечения родителей (в 2009 году – в 542 приемных семьях воспитывалось 846 детей, в 2008 г. – 341 приемная семья воспитывала 583 ребенка).

В 2010 году продолжалась работа по  реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, находящихся под опекой (попечительством),  в том числе в приёмных семьях, на получение денежных средств на содержание.

Согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от  29.03.2010 № 47 «Об индексации в 2010 году ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных семьях», размер денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой, попечительством, в том числе в приемных семьях был проиндексирован с 01 апреля 2010 г. на 9 %. В результате сумма ежемесячной выплаты,  одному ребёнку составила от 5598 до 7464 рублей (с учетом районных коэффициентов).

За 2010 год произведено выплат денежных средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся:

  • в семьях опекунов – 269 515 746, 38 рублей;
  • в приемных семьях – 62 544 541,98 рублей.

В 2010 году постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.03.210 № 46 «Об индексации в 2010 году ежемесячных выплат вознаграждения опекунам или попечителям» также была произведена индексация ежемесячных денежных выплат вознаграждения опекунам (попечителям), исполняющим свои обязанности возмездно, с 01.04.2010 на 9 %. В результате сумма выплаты вознаграждения опекуну (попечителю) за воспитание одного ребёнка составляет от 3270 до 4360 рублей (с учетом районных коэффициентов).в 2010 году произведено выплат вознаграждений опекунам (попечителям) на сумму 39 149 033,21 рублей.

Общая сумма выплаченных средств из краевого бюджета  в 2010 году на данные цели составила 371 млн.рублей.

Во исполнение Постановления правительства Российской федерации от 18 мая 2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» приказом комитета по делам опеки и попечительства № 18-п от 22.03.2010 г. создана комиссия по отбору организаций для осуществления отдельных  полномочий органа опеки и попечительства.                          

Между комитетом по делам опеки и попечительства и руководителями учреждений было заключено 6 договоров об осуществлении на безвозмездной основе до 21 января 2011 года полномочий по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

За период 2010 года прошли обучение 75 кандидатов в замещающие родители. Проведено 16 курсов подготовки кандидатов в замещающие родители, включающих в себя 177 занятий. Получили рекомендации и выводы о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем 56 семей.

Итогом проводимой работы стало увеличение числа кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, поставленных на учет в органы опеки и попечительства. Так в 2010 году их число составило 1116 кандидатов, в 2009г.- 991 кандидат, в 2008 г.- 1247 чел).

Подготовка кандидатов в замещающие родители и дальнейшее сопровождение замещающих семей способствовали созданию социально-педагогических условий для эффективной интеграции детей и их успешной адаптации в приемных семьях.

В целях социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов в крае в данных учреждениях реализуются комплексные программы социализации детей, оставшихся без попечения родителей, способствующие профессиональному самоопределению, трудоустройству, решению жилищных и бытовых проблем. Проводится совместная работа с центрами занятости по временному трудоустройству воспитанников в летний период.

В крае сохраняется положительная динамика устройства выпускников детских домов и школ-интернатов в учреждения профессионального образования. В 2010 году завершили обучение 350 воспитанников детских домов и школ интернатов (в 2009 г. – 342 воспитанника, в 2008 г. – 445 воспитанников).

Из общего числа выпускников, продолжили обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования – 281 чел. (80%), в учреждениях среднего профессионального образования – 61 чел. (17%), в учреждениях высшего профессионального образования – 8 чел. (2%).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – выпускникам детских домов и школ – интернатов, в учреждениях профессионального образования предоставлено полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии.

Продолжается работа по обеспечению реализации  права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так в крае имеют жилье на праве собственности 827 детей данной категории, сохранено право пользования жилыми помещениями за 3831 ребенком.

В 2010 году был поставлен на учет в министерство ЖКХ, в качестве нуждающихся в получении жилья вне очереди по договорам социального найма из государственного жилищного фонда края, 271 выпускник детских домов и воспитанник школ-интернатов (в 2009 г.-265 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. – 195 чел.).

В 2010 году в крае жильем обеспечено 48 человек, в 2009г.- 35 чел., в 2008 г. – 10 чел.

В целях выполнения государственных обязательств по обеспечению вне очереди жильем детей, оставшихся без попечения родителей, разработана и принята постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2010 № 401-пр краевая целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. Одним из направлений программы - является стимулирование жилищного строительства для предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, установленных краевым законодательством и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе обеспечение жилыми помещениями 395 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» были разработаны и утверждены следующие административные регламенты:

  • Предоставление государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
  • Предоставления государственной услуги по оказанию содействия гражданам по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
  • По исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
  • По рассмотрению обращений граждан в комитет по делам опеки и попечительства Правительства Хабаровского края.

С целью завершения разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, введения системы оценки качества их выполнения, предоставления в электронном видев соответствии с Методическими рекомендациями центром стратегического планирования Правительства края, комитетом по делам опеки и попечительства был издан приказ от 19.01.2011 № 1 «Об утверждении оценочной таблицы предоставления государственных услуг, подлежащей электронной обработке по ведомственному, территориальному, тематическому признакам», по созданию банка данных ежегодного мониторинга экономической и организационной эффективности перехода на предоставление услуг в электронном виде.

С 1 января 2010 года  вступило в действие постановление Правительства Хабаровского края от 14.08.2009 № 257-пр «О порядке признания ребенка нуждающимся в помощи государства», направленное на решение вопросов профилактики социального сиротства, сохранение семьи, защиты прав и интересов ребенка, находящегося в социально-опасном положении. В целях реализации данного постановления разработаны, утверждены и направлены к исполнению формы нормативных актов органов опеки и попечительства Правительства Хабаровского края.

Всего в 2010 году в органы опеки и попечительства поступило 946 сообщений о детях, находящихся в социально-опасном положении. Было признано нуждающимися в помощи государства 172 ребенка, в результате работы служб системы профилактики, 109 детей (63,3%), продолжают жить и воспитываться в кровных семьях, 49 детей (28,4%) определены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 14 детей (8,1%) переданы на воспитание в семьи опекунов, попечителей.

Вместе с тем остаются актуальными проблемы:

- возврат детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по причинам недостаточно качественного обследования и изучения семей желающих принять детей в свои семьи специалистами органов опеки и попечительства,  стремлением ряда органов опеки и попечительства края к количественным показателям создания замещающих семей;

- низкий размер суммы денежных средств, выплачиваемых  ежемесячно на содержание детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, находящимся под опекой и попечительством,  в том числе в приёмных семьях, а также суммы ежемесячного вознаграждения, выплачиваемой опекуну и попечителю по договору о приёмной семье за одного ребенка, что является одной из причин возврата  детей из замещающих семей в интернатные учреждения, и нежеланием российских граждан принимать детей, оставшихся без попечения родителей в свои семьи.

- создание служб сопровождения замещающих семей, воспитывающих приемных детей, в каждом муниципальном районе Хабаровского края, для оказания квалифицированной психологической и  педагогической  помощи.

- создание службы постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях профессионального психолого-педагогического сопровождения таких детей после окончания учебного заведения, оказания помощи в трудоустройстве, социализации в обществе.

В связи с чем, необходимо:

1. Обеспечить качественный подбор и подготовку граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

2. Сумму денежных средств, выплачиваемых  ежемесячно на содержание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой и попечительством, в том числе в приёмных семьях, установить не ниже прожиточного минимума, установленного в Хабаровском крае;  

3. Сумму ежемесячного вознаграждения выплачиваемого опекуну и попечителю по договору о приемной семье за одного ребенка ежегодно индексировать;

4. Принять  программу развития в Хабаровском крае служб сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей;

5. Установить размер единовременного пособия при усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами Российской Федерации в размере не менее 400 тыс.руб., что равно годовой сумме содержания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Предоставить приемным семьям меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также распространить  льготы, установленные педагогическим работникам в сельской местности, на приемных родителей.

7. Обеспечить дополнительные меры социальной поддержки приемных семей за счет средств краевого бюджета в связи с принятием на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-инвалидов, а также воспитавших пять и более детей (включая  родных), или двух и более детей (при наличии стажа работы в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним), предлагаем рассмотреть вопрос подготовки законодательной инициативы о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

8. Создать краевое учреждение по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и службы по сопровождению замещающих  семей  в муниципальных образованиях, что позволит создать в крае комплексную систему по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

Это обусловлено тем, что, неэффективность расходов в сфере опеки и попечительства происходит при устройстве ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание 1000 воспитанников в детских домах обходится краевому бюджету в 400 миллионов рублей в год, а затраты на содержание  в замещающих семьях этой же численности детей, в 120 миллионов рублей в год, включая расходы на подготовку замещающих родителей.

Вместе с тем успешная социальная адаптация детей, воспитывавших в замещающих семьях, составляет 80%, а выпускников детских домов не более 20 %.

9. Предоставить возможность проведения накопительного страхования детей, оставшихся без попечения родителей,  воспитывающихся в замещающих семьях,  как за счет средств краевого бюджета, так и в порядке благотворительной деятельности предприятий и организаций, которые проявляют заботу о материальном благосостоянии детей. Выступая в качестве страхователей, юридические лица могут заключать договор страхования со страховой организацией в пользу детей, находящихся на воспитании, в замещающих семьях и учреждениях и являющихся сиротами или оставшимися по разным причинам без попечения родителей.

Накопительное страхование детей, позволит создать определенные накопления в размере страховой суммы к совершеннолетию ребенка. По истечении срока страхования, за застрахованного ребенка может быть выплачена безналичным путем одна или несколько денежных сумм, которые дадут возможность улучшить его жилищные условия, обустроить жилье, провести оплату обучения или необходимое лечение. Либо, по достижению совершеннолетия, ребенок может получать денежные выплаты в виде ренты, то есть фиксированную сумму с установленной периодичностью до предусмотренного договором срока или возраста.

С уважением,
председатель комитета                                                                      А.Ф. Волков